Работаем по всей России

  • Главная »
  • Статьи »
  • Банкротство градообразующих организаций: особенности процедуры

Банкротство градообразующих организаций: особенности процедуры

16.11.2024

Какие организации являются градообразующими

Федеральное законодательство, регламентирующее процедуру банкротства (признания несостоятельными) должников, предусматривает специальные правила ее проведения для отдельных категорий физических и юридических лиц. Среди них: сельскохозяйственные предприятия, фермерские, кредитные и страховые организации, а так же градообразующие.

Особые нормы применяются к банкротству таких предприятий по целому ряду причин. От эффективности и стабильности функционирования градообразующей организации зависит благосостояние и социальный климат всего муниципального образования, на территории которого находится юрлицо. Согласно определению, градообразующим признают производственное предприятие (юридическое лицо), на котором трудится от 25% населения муниципального образования. Так же термин «градообразующее предприятие (организация)» применяется в отношении юридического лица, если на нем работают более 5 тысяч человек.

Муниципальные образования, на территории которых расположены градообразующие организации, часто называют моногородами. Основная часть их работоспособного населения трудится в одной или нескольких градообразующих организациях схожего профиля. Банкротство крупнейшего юридического лица такого города повлечет за собой серьезные последствия:

  • лишит средств к существованию большое количество семей;
  • бюджет региона не получит значительной части дохода (налоговых отчислений);
  • негативно отразится на состоянии экономики всего региона.

Чтобы сократить масштаб негативных последствий, а в лучшем случае предотвратить банкротство и ликвидацию градообразующей организации, государство стремится разработать меры, которые позволят погасить все задолженности перед кредиторами и сохранить предприятие.

Особенности банкротства градообразующей организации

  • В процедуре банкротства принимают участие представители органов местного самоуправления, исполнительной власти субъекта РФ и федеральной исполнительной власти.
  • В ходе дела о банкротстве рассматриваются документы, подтверждающие, что предприятие функционирует в рамках существующего законодательства.
  • Этапы финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией при банкротстве при необходимости продлеваются до одного года.
  • Внешнее управление при банкротстве может осуществляться под поручительством уполномоченных органов Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
  • В процессе оформления договора купли-продажи при банкротстве в него может быть включен пункт, согласно которому покупатель обязуется обеспечить сохранение до 50% рабочих мест (до трех лет с даты продажи предприятия). Если покупатель не выполнит условия договора, то соглашение расторгается, а градообразующая организация переходит в собственность муниципального образования.
  • Если в ходе банкротства не нашлось желающего приобрести градообразующую организацию как единый комплекс и не поступило ходатайств от представителей органов исполнительной власти, имущество предприятия может быть продано с аукциона.

Внешнее управление и поручительство в ходе банкротства

Арбитражный суд вправе ввести внешнее управление градообразующей организацией в ходе банкротства в нескольких случаях:

  • на основании действующего законодательства;
  • решения, принятого собранием кредиторов;
  • ходатайства органов местного самоуправления, исполнительной власти субъекта или Российской Федерации (если будет предоставлено поручительство).

Благодаря серьезному влиянию стабильности функционирования градообразующих организаций на экономику и социальный климат не только города, но и региона в целом, поручителем в деле о банкротстве могут выступать представители органов исполнительной власти разных уровней (от муниципалитета до Российской Федерации). Особое положение градообразующих организаций дает поручителю возможность для удовлетворения требований кредиторов при банкротстве использовать средства из бюджета или при необходимости проводить реструктуризацию и другие мероприятия.

Внешнее управление под поручительством вводится для того, чтобы в ходе банкротства восстановить нормальное функционирование предприятия и его финансовую стабильность. Если же соблюдать график платежей не удается, кредиторы имеют право предъявить требования поручителю. Представитель органов исполнительной власти в ходе банкротства в качестве поручителя несет солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам градообразующей организации.

Особые меры в ходе банкротства градообразующих организаций

Кроме перечисленных и стандартных мероприятий, проводимых для восстановления платежеспособности предприятия в ходе процедуры банкротства, в случае с градообразующими организациями могут приниматься и особые меры:

  • привлечение дополнительного финансирования;
  • модернизация предприятия;
  • освоение новых рынков сбыта продукции;
  • введение режима жесткой экономии денежных средств и других ресурсов;
  • развитие региона, которое будет способствовать оздоровлению предприятия.

Наши контакты

Контактный номер

+7 (495) 128-88-04

Работаем ежедневно

09.00-18.00

Адрес

111033, г. Москва,
ул. Золоторожский вал, д. 11 стр. 21

Поделиться: